www.kromki.ru
Все о кромках, кантах и профилях
для производства мебели
Более 900 видов
кромочных материалов
на складах магазинах
в Москве и Санкт-Петребурге
По теме
Сборник статей и справочных материалов о технологии и технических характеристиках кромочных материалов

Последние: Все статьи

Проблемы оценки развития мебельного бизнеса в РФ

Вячеслав Васильев

Кто-то из великих американцев сказал в свое время: «Есть ложь, есть большая ложь и есть статистика». В России еще недавно в ходу было более лояльное выражение: «Статистика — как телеграфный столб: ничего не освещает, но прислониться можно».

Эксперты, которым приходилось по роду занятий обращаться к мебельной статистике, так и пользовались ею, не принимая на веру абсолютные цифры, но в некотором приближении используя для анализа соотношения по годам производства каких-то видов продукции.

Однако создается впечатление, что в связи с развитием интернета телеграфные столбы сильно подгнили и прислоняться к ним становится просто опасно.

Если проанализировать статистические данные за последний десяток лет, то можно с уверенностью сказать, что скоро от российской мебельной промышленности не останется ничего. Из года в год статистика показывает, что если объемы производства в рублевом исчислении и прирастают, то близко к уровню темпа инфляции, а часто и ниже.

По оперативному отчету Федеральной службы государственной статистики за 2004 год в России произведено мебели на 36,4 млрд. рублей с ростом к 2003 году на 8%. Как известно, инфляция составила более 10%.

Поскольку официальная статистика по части ассортиментных позиций дает информацию и в натуральном выражении, то можно увидеть сокращение и количества производимых изделий. По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности в 2004 году резко (на 10% и более) сократилось производство столов, стульев и всех видов мягкой мебели.

В нашей стране, если верить этим цифрам, производится в год чуть более 3 млн. стульев (включая детские). То есть по 1 стулу на 50 человек! А если учесть, что каждому из нас нужно, по крайней мере, два (один дома, а второй на работе или в школе, институте, стадионе и т. д.), то получится, что наши стулья такие крепкие, что обязаны служить по сто лет — раньше этого времени промышленники не способны предложить вам другой. Ведь со стульями на импорт особо рассчитывать не приходится, потому что возить воздух далеко и дорого, а если привозят даже импортные в деталях и собирают здесь, то статистика обязана была сосчитать их как российские.

Не лучше ситуация и со спальными местами. За прошлый год в стране по статистике выпущено 220 тыс. диванов, 185 тыс. диван-кроватей и 801 тыс. кроватей, итого — один миллион двести тысяч мест для сна на 142 млн. жителей. Отсюда можно сделать вывод, что Россия — чисто азиатская страна, потому что 130 млн. наших жителей приходится спать на полу. Абсолютное большинство выпущенных в последние годы кроватей более десятка лет вряд ли не протянут.

А если учесть, что уровень потребления мебели в стране прирастает, и довольно ударными темпами? Значит, доля российских производителей на нашем рынке должна в ближайшие годы стать просто мизерной, потому что уже в середине 90-х годов доля импорта оценивалась статистиками более чем в 50%.

Продолжают закрываться старые испытанные фабрики. Выезжают из Москвы в область предприятие за предприятием, находятся на грани банкротства или ищут стратегического инвестора еще ряд крупных и средних предприятий, расположенных в центре, на востоке и юге России.

Возникает вопрос, а не пора ли и остальным, еще действующим предприятиям пока не поздно переквалифицироваться на разлив каких-нибудь минеральных вод или сдать свои площади в аренду каким-нибудь торговцам шубами, импортной техникой или — по профилю - импортной мебелью?

Не зря жалуются российские мебельщики на засилье импорта, отсутствие государственной поддержки отрасли!

Мебельное сырье и статистика

Правда, не совсем понятно, почему в России стали один за другим реконструироваться и открываться новые заводы по производству основного сырья для мебельной промышленности - древесных плит. Только за последний год мощности по производству МДФ в стране увеличились в 11 (!) раз с 80 до 900 тыс. кубометров. В прошлом номере нашего журнала была опубликована информация Государственного научного центра лесопромышленного комплекса о рынке ДСтП и МДФ, из которой следует, что потребление древесностружечных плит в стране возросло за год на 5%, а МДФ - более чем на 10%.

На рынке мебельного сырья начали мелькать уже забытые российские текстильные предприятия с предложениями мебельных тканей.

Иностранные инвесторы вдруг стали проявлять заметную активность в поисках работающих, но находящихся в стесненных денежных условиях мебельных предприятий.

Да и мебельные фабрики, причем не только малые, плодятся как грибы. Тот же Комитет по статистике показывает, что число мебельных предприятий увеличилось за несколько лет в два раза. Впрочем, можно предположить, что Госкомстат России, наконец, собрался с силами и начал считать давно уже работающие предприятия.

Считаем сами

Попробуем сами оценить реальные объемы производства и потребления мебели в стране.

Одним из способов оценки рынка может быть расчет объемов производства по основным сырьевым компонентам и комплектующим (древесным плитам, мебельным тканям). Производство древесных плит осуществляется на ограниченном числе заводов с известной проектной мощностью, поэтому здесь статистика обладает достаточно высокой степенью достоверности.

Чтобы хотя бы грубо оценить размеры нашего рынка, нужно помнить, что рынок следует считать в ценах фактической реализации и, таким образом, одно и то же изделие может продаваться по совершенно разным ценам. Если некоторые предприятия реализуют свою продукцию в своем фирменном магазине с торговой надбавкой в 10-15%, то в хорошем салоне эта надбавка может составить и 70-80%.

Из этого следует, что оценка рынка может быть только очень условной величиной, находящейся в достаточно широком диапазоне.

Для расчета используем следующие исходные данные:

  • в 2004 году (по данным ГНЦ ЛПК) потребление древесных плит ДСтП и МДФ составило около 4 млн. м3;
  • удельный вес мебельного производства в общем объеме потребления плит — по оценке Ассоциации мебельной и д/о промышленности России - 85%;
  • полезный выход плит при раскрое (в советское время нормировался на уровне 92-94%) принимаем на уровне 90%;
  • объемный вес российской мебельной плиты (в среднем) - 750 кг/м3;
  • поправочный коэффициент, учитывающий увеличение веса мебели за счет применения других материалов и комплектующих (стекло, зеркала, металлические каркасы, фурнитура. ДВП и др.), - 1,1;
  • средняя оптовая цена 1 кг мебели, принимаемая условно, - 1,5 евро.

Здесь нужно пояснение. Большинство российских предприятий работает в нижнем и среднем ценовых секторах. По предложению Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, верхняя граница для этих секторов определена в 1,8 евро за килограмм. Эта цифра получила почти официальный статус границы между верхней и средней ценовыми нишами в производстве мебели. Она вошла в качестве одного из показателей при определении размера таможенной пошлины импортируемой в Россию мебели и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2003 года № 707 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении отдельных видов мебели».

Средняя цена, кстати, может быть оценена достаточно простым расчетом. Во многих магазинах ориентировочная цена мебели для кухни указана за погонный метр. Вес одного метра составляет 90-100 кг, а диапазон цен - 200-400 у. е., или 2-4 у. е. за килограмм в розничных ценах, или 1,5-3 евро в оптовых.

На основании этих данных можно оценить объем производства корпусной мебели в России за 2004 год:

  • 4 млн. м3 х 0,8 х 0,9 х 750 кг/м3 х 1,1 х 1,5 евро = 3,5 млрд. евро в оптовых ценах.
Из этого объема надо:
  • вычесть мебель, отгруженную на экспорт, — 0,2 млрд. евро;
  • учесть оптовые (с транспортом) и розничные торговые надбавки - 30%.

Реальный размер торговых надбавок в России сегодня колеблется от 30 до 70%, поэтому принято минимальное значение. Следует отметить, что эта цифра не является завышенной. В Европе структура розничной цены на мебель формируется по принципу примерного равенства в конечной цене производственных, оптовых и розничных издержек.

Общий объем производства корпусной мебели без экспорта и без изменения уровня товарных запасов условно принимаем равным объему реализации в России:
(3,5 - 0,2) х 1,3 - 4,3 млрд. евро в розничных ценах.

В общей структуре ассортимента корпусная мебель занимает 60-70%, остальные 30-40% составляют мягкая мебель, стулья, мебель из массива, пластмассовая, металлическая, плетеная и др. виды. Следовательно, объем рынка отечественной мебели составит:
4,5 / (0,6 - 0,7) = 6,4 -7,5 млрд. евро.

Импорт мебели по официальным данным Государственного таможенного комитета составил в 2004 году 0,75 млрд. евро (в контрактных ценах).

Контрабандный завоз мебели в Россию в последние годы несколько сократился, поэтому условно примем данные ГТК как достоверные, хотя многие специалисты считают, что не менее трети импорта мебели продолжает завозиться в обход таможни.

Для перевода контрактных цен в розничные необходимо использовать коэффициент пересчета, учитывающий таможенные, транспортные, оптовые и розничные торговые издержки. Этот коэффициент принимаем равным 3,0.

С его учетом объем российского рынка импортной мебели составит:
0,75 х 3 = 2,3 млрд. евро.

Суммарный размер внутреннего российского рынка мебели (оценочно):
(6,4 - 7,5) + 2,3 = 8,7-9,8 млрд. евро.

Некоторые выводы

Исходя из этой оценки, душевое потребление мебели в России на сегодня составит не менее 60-70 евро.

Соответственно, долю импортной мебели на российском рынке следует оценивать в 25-30%, в несколько раз возрастает и доля российской мебели в мировом производстве.

Показательным может быть также расчет по четырехшарнирным петлям, без которых обходится очень малое число изделий корпусной мебели. Некоторое время назад такие расчеты показывали, что для обеспечения производства всей попадающей в статистику мебели почти достаточно одного Электрогорского фурнитурного завода.

Расхождение в отчетных и фактических объемах производства вызвано 4 факторами:

До сих пор даже некоторые крупные предприятия работают в «сером» режиме, скрывая часть произведенной и проданной продукции от учета и, соответственно, от налогообложения. Особенно это относится к новым предприятиям, набравшим обороты в последние годы. Выявить их достаточно просто: они продолжают выплачивать заработную плату в конвертах.

Статистика принципиально не учитывает встроенную мебель. Это наследие социалистического планирования, когда встроенные шкафы не попадали в структуру товарооборота, а учитывались в объемах строительства. Сегодня встроенная мебель является одним из очень перспективных и развивающихся секторов мебельного рынка. Если мы имеем желание сравнивать свои объемы производства и потребления с другими членами мирового сообщества, то такое игнорирование этой продукции ведет к серьезным искажениям реального положения. Кстати, это не единственный вопрос методологии учета. По некоторым сведениям, в ряде стран автомобильные кресла входят в понятие мебели.

Есть часть предприятий, работающих легально и успешно, однако о том, что надо отчитываться в органы статистики, они если и знают, то только теоретически. Например, по данным Союза мебельщиков Северо - Запада России, в Санкт-Петербурге несколько лет назад органы статистики отчетность по производству мебели собирали только от 10 (!) предприятий, в то время как только в Гильдии мебельщиков состояло во много раз больше производителей мебели, а общее их количество в городе оценивалось в несколько сотен.

Наконец, значительная часть не попавшей в статистику мебели выпускается на подпольных предприятиях, уклоняющихся от регистрации. Раньше, когда число мебельных предприятий было ограничено, торговый инспектор или сотрудник органа стандартизации и метрологии при проверке в магазине быстро выявлял такого производителя и закрывал его. Однако сегодня, когда число производителей и продавцов возросло на порядок, выявлять такую продукцию стало значительно сложнее.

За последнее десятилетие мелкие мебельные предприятия создавались в подвалах, гаражах, на развалинах многочисленных рухнувших предприятий не только деревообрабатывающего профиля, но и многих других.

Вот эта последняя группа представляет наибольшую опасность, как для потребителей, так и для легальных производителей. Выпускаемая ими продукция в погоне за экономией изготовлена из самых низкокачественных материалов, зачастую без соблюдения норм проектирования, с нарушением технологических режимов. В итоге она может быстро развалиться, а часто и нанести вред здоровью покупателя, погнавшегося за дешевизной.

Легально работающие компании при этом несут убытки, так как они вынуждены конкурировать с такими горе-производителями: они экономят на сырье, оборудовании, инструменте и налогах.

При этом страдает общий имидж отечественной мебельной продукции, создается совершенно неправильное впечатление о ее серьезном отставании от зарубежных производителей.

Как я уже несколько раз подчеркивал в расчете, многие приведенные цифры являются минимальными и фактические объемы рынка мебели в России могут быть оценены еще выше. Кстати, исследования структуры потребления, выполненные еще несколько лет назад одним из крупных маркетинговых агентств, показывали уровень потребления мебели в России более 100 долларов на человека, однако тогда эти цифры не были восприняты всерьез, поскольку слишком отличались от официальной статистики.

Базируясь на приведенных данных, можно сформировать противоположное мнение о реальном состоянии и будущем российских мебельщиков, а именно

  • российская мебельная промышленность является активно развивающимся сектором российской экономики;
  • она занимает достаточно серьезный удельный вес в структуре национального дохода и розничного товарооборота, не уступая многим другим отраслям, включая российский автопаром;
  • мебельный рынок получил и продолжает развивать достаточно сильную сырьевую базу в виде нескольких новых заводов по производству древесных плит и других мебельных компонентов;
  • потребление мебели в России пока все еще сильно отстает от мирового уровня, поэтому потенциал внутреннего рынка очень высок;
  • дальнейшее развитие рынка требует продолжения работ по техническому перевооружению отрасли, особенно в части обеспечения производственников современными технологиями и отечественными фурнитурой и комплектующими.

Конечно, путь дальнейшего развития отрасли отнюдь не усыпан только розами. Для сохранения позиций необходим огромный труд по кардинальному повышению качества отечественной продукции и не менее важно — качества обслуживания потребителя. Этот кусок мебельного рынка до сих пор представляет собой совершенно непаханое поле.

Ситуация, конечно же, усложнится по мере врастания России в международное экономическое пространство, в первую очередь с вступлением страны во Всемирную торговую организацию.

Для решения возникающего при этом комплекса проблем необходима неустанная работа каждого из участников мебельного рынка по совершенствованию уровня менеджмента, повышению конкурентоспособности, поиску путей выхода на международные рынки.

Фабрика мебели, N3, 2005