www.kromki.ru
Все о кромках, кантах и профилях
для производства мебели
Более 900 видов
кромочных материалов
на складах магазинах
в Москве и Санкт-Петребурге
По теме
Сборник статей и справочных материалов о технологии и технических характеристиках кромочных материалов

Последние: Все статьи

Итоги первого квартала

Итоги первого квартала

 

Начало года — всегда достаточно тяжелое время для мебельщиков. После декабрьского предновогоднего ажиотажа продажи мебели, начиная с января, начинают быстро падать. Первый минимум обычно приходится на март-апрель. В общем, дело достаточно известное и привычное.

 

Однако в этом году зимний провал в объемах продаж превысил все возможные прогнозы и вызвал серьезную озабоченность как у производителей, так и у продавцов мебели. Делать серьезные выводы по предварительным итогам — занятие тяжелое и неблагодарное, но первые свидетельства нарастания конкуренции на мебельном рынке налицо.

 

Российская статистика ничего не чувствует

 

Правда, наша статистика по-прежнему рапортует о том, что производство мебели в России растет высокими темпами.

По данным статистического ведомства, рост производства в стране за первый квартал составил 16,1%, а за два первых месяца превысил 20% к уровню прошлого года, что является просто великолепным результатом. В Южном и Приволжском округах он составил 25%, а в Уральском федеральном округе — даже 33%.

Таблица 1.

Производство мебели в РФ в 2005 г.

 

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Мебель, млн. руб. (в текущих ценах)

3097,97

3265,03

3564,24

3159,66

В % к соответствующему периоду прошлого года

108,7

114,9

109,6

102,2

 

При более подробном рассмотрении отчетных данных выявляется, что конкуренция нарастает и многие старые предприятия, балансировавшие до сих пор на грани эффективного производства, все ближе подходят к банкротству. Так, примерно вдвое упали объемы производства в Ивановской, Рязанской и Тульской областях ЦФО, где была существенна роль предприятий, сохранявших советский стиль управления. Весьма значительное падение физических     объемов      производства отмечается по учитываемым статистикой столам, стульям и креслам.

Производство мебели для офисов и учреждений, по статистическому отчету за январь-февраль, увеличилось в целом по России более чем в полтора раза, а в ЦФО — на 78%. Правда, часть отчетных данных по этой продукции вызывает серьезные сомнения. Так, в Самарской области производство увеличилось в 60 (!) раз, а в Красноярском крае — в 37 раз. Возможно, это связано с тем, что статистический учет по этой продукции начал внедряться только с прошлого года и отчитывающиеся предприятия неправильно кодируют информацию.

Производство по позиции «шкафы» в целом по России увеличилось на четверть. Это является косвенным свидетельством того, что российские мебельщики осваивают технологии производства корпусной мебели из древесных плит и более успешно начинают конкурировать с зарубежными поставщиками.

Столь радужные цифры, однако, не могут заслонить факта резкого падения продаж мебели.

 

Признаки кризиса рынка налицо

 

Очень серьезным симптомом служит остановка производства компанией «Шатура» в апреле 2005 года. Этот факт является тем более серьезным, что производство корпусной и офисной мебели в стране продолжает увеличиваться высокими темпами, а обе эти позиции входят в номенклатуру «Шатуры».

О серьезном кризисе свидетельствует и тот факт, что, несмотря на произошедший в прошлом году значительный рост мощностей, производство древесных плит за первый квартал практически сохранилось на прошлогоднем уровне. Получается, что плитная промышленность значительно быстрее реагирует на падение мебельного рынка, чем мебельные предприятия.

Нарастание напряженности на рынке отразилось в принципиальном изменении ценовой политики одним из крупнейших операторов мебельного рынка — торговым комплексом «Три кита». Этот комплекс, до сего года настоятельно внедрявший единую ценовую политику в регионе для своих поставщиков, на выставке «Евроэкспо-мебель-2005» объявил о повороте на 180° в ценообразовании. Объявленная его руководством программа «Цены ниже фабричных» свидетельствует о начале периода ценовой конкуренции в мебельной торговле центрального региона.

Таблица 2

Импорт мебели в 2005

 

 

март 2005 г., млн. долл.

в % к марту 2004 г.

в % к февралю 2005 г.

1 кв. 2005 г. к 1 кв. 2004 г.

I кв. 2004 г. к I кв. 2003

Мебель, всего

67,4

112,9

113,2

112,7

131,2

в т. ч.: из стран вне СНГ

47,8

124,2

115,2

124,0

126,4

из государств-участников СНГ

19,6

92,4

108,6

94,4

139,8

 

Причин несколько

 

Существует несколько объяснений причин столь значительного падения объемов продаж мебели на фоне высоких темпов роста товарооборота в целом по стране.

Одной из первых причин называлось введение с этого года рождественских отпусков, которые частично переориентировали денежные траты населения.

Второй, достаточно серьезной причиной, послужило определенное отставание мебельщиков в формировании кредитных программ для потенциальных покупателей.

Третьей причиной, возможно, следует назвать некоторое замедление темпов продаж   жилья на рынке центрального региона. Мебельный рынок очень тесно связан с жилищным строительством, и малейшие признаки замедления его темпов вызывают падение продаж мебели. Московским риэлторам только в апреле удалось прекратить снижение реальной стоимости жилья в Москве. Какой из этих факторов оказал большее влияние на мебельный рынок, оценить трудно, но несомненным является нарастание конкуренции и осложнение жизни российских производителей мебели. 

 

Наша справка

 

С 1 января 2005 года Федеральная служба государственной статистики публикует отчетные данные о социально-экономическом развитии России в соответствии с введенным в действие Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), который пришел на смену Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). В течение двух лет (2003-2004 гг.) Госкомстат России осуществлял внедрение ОКВЭД в информационную систему государственной статистики. ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС Ред. 1) с сохранением из КДЕС кодов и наименований соответствующих четырехзначных позиций. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами.

В соответствии с ОКВЭД производство мебели отражается в разделе D «Обрабатывающие производства» - подраздел DN «Прочие производства», группа 36.

36. Производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки.

36.1. Производство мебели.

36.11 Производство стульев и другой мебели для сидения.

36.12 Производство мебели для офисов и предприятий торговли.

36.13 Производство кухонной мебели.

36.14 Производство прочей мебели.

36.15 Производство матрасов.

Группировка 36.1 включает:

  • ремонт и реставрацию мебели;
  • производство мебели по заказам населения;
  • производство частей мебели.

Эта группировка не включает производство мебели из бетона, цемента, камня.

 

Петр Жуков

Фабрика мебели, №4, 2005 г.