www.kromki.ru
Все о кромках, кантах и профилях
для производства мебели
Более 900 видов
кромочных материалов
на складах магазинах
в Москве и Санкт-Петребурге
По теме
Сборник статей и справочных материалов о технологии и технических характеристиках кромочных материалов

Последние: Все статьи

Структура мебельного рынка

Одним из слабых мест доставшейся от времен плановой экономики российской мебельной промышленности оказались гигантизм и многопрофильность создававшихся в советское время мебельных предприятий.

Если открыть какой-либо промышленный каталог тех лет, то вы увидите, что преобладающими названиями предприятий будут или «мебельный комбинат», или «мебельное объединение». Перед комбинатом (объединением) стояла задача обеспечения в первую очередь своих региональных потребителей: как населения, так и многочисленных, как их тогда называли, «внерыночных» потребителей. Производственная структура привязывалась к действовавшей тогда распределительной системе.

Сколько видов делать

Только действующий до сих пор государственный стандарт ГОСТ 20400-80 «Продукция мебельного производства. Термины и определения» насчитывал:

  • по эксплуатационному назначению — 10 видов бытовой мебели и 14 специфических видов мебели для общественных помещений (фактически их еще больше);
  • по функциональному назначению — 44 позиции;
  • по конструктивно-технологическим признакам —10 позиций;
  • по видам материалов — 3 позиции.

Разумеется, обеспечить все эти многочисленные вариации в пределах одного, даже очень большого предприятия, — невозможно, однако стремление это сделать существовало. Все же самым массовым было производство мебели для населения. Специализированные предприятия по производству мебели для общественных зданий возникали только под серьезным давлением заинтересованных министерств и ведомств, и ее повсеместно не хватало. Поэтому, когда надо было обеспечивать ввод в эксплуатацию больницы, детского сада или, например, цирка, какой-нибудь секретарь обкома или райкома вызывал директора местного мебельного комбината и заставлял его принимать спецзаказ для вводимого объекта.

Директора были вынуждены заниматься производством непрофильной продукции. В те годы специалисты тоже понимали, что без специализации и кооперации добиться высокой производительности труда невозможно, однако без ломки сбытовой системы осуществлять их было чрезвычайно трудно.

Страдали от такой системы и потребители. Население могло купить только два-три вида диван-кровати, шкафа, стола, производившихся на местных предприятиях. В местной больнице или гостинице можно было увидеть те же самые диван-кровати или шкафы, потому что делать мебель по специальному проекту сил уже не было.

И тут пришел рынок

С приходом рыночных отношений на директоров предприятий уже давила не местная администрация, а собственные отделы сбыта, которым надо было предлагать потребителю продукцию, отсутствующую у конкурентов. Поскольку на определенном этапе из-за падения покупательной способности населения и резкого роста импорта конкуренция на рынке бытовой мебели значительно обострилась, взоры многих производителей обратились в сторону относительно более свободного сектора рынка мебели для общественных зданий.

Так что же представляет собой рынок мебели?

Фактически под этим названием существует целый круг достаточно специфичных товарных рынков с различными технологиями производства, приемами маркетинга, схемами продаж и логистики, ориентированных на различные группы потребителей.

Самая первая ступень деления — это мебель бытовая и мебель для общественных зданий.

Эта ступень закреплена в упоминавшемся стандарте «Продукция мебельной промышленности. Термины и определения». Она принята и в мировой практике. Так, в США производители мебели объединены в две ассоциации, разделенные именно по этому признаку. Соотношение объемов производства у них следующее: 65% — бытовая (home furniture) и 35% — для общественных зданий (contract furniture).

Разделение это отнюдь не формальное, потому что схемы реализации продукции для этих предприятий совершенно различны.

Весьма наглядно это проявилось в последние годы на нашем рынке. Технологически гораздо более приспособленные к производству родственной гостиничной мебели производители бытовых спален практически не приняли участие в дележе этого рынка. Зато очень активное участие в нем приняли производители офисной мебели, имеющие значительно более обширный опыт работы с корпоративными потребителями.

Рынок мебели для общественных зданий

Этот сегмент рынка для производственников оказался в последние годы более привлекателен по сравнению с рынком бытовой мебели. Его доля в общей структуре потребления мебели постоянно увеличивается. Если в 90-х годах она составляла 15-20%, то в последние годы этот показатель приближается к среднемировому уровню 35-40% (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Структура ассортимента мирового мебельного рынка

  • 65% - Мебель бытовая
  • 35% - Мебель для общественных зданий

Внутри рынка мебели для общественных зданий также можно выделить несколько специфических участков со своими особенностями. Так, реализация офисной мебели в значительной мере осуществляется через специализированные магазины, а вот большинство видов специальной мебели реализуется благодаря представлению в специализированных выставках, контактам с региональными администрациями и другим рекламным мероприятиям.

Производители медицинской мебели участвуют в выставках медицинского оборудования, школьной — школьного и т. д. Они практически не принимают участие в общих выставках мебельной тематики.

Однако часто производителям специальной мебели необходимо поддерживать контакты между собой. Для оборудования, например, школы кроме школьной мебели необходимо какое-то количество офисной в учительскую и кабинет директора, а также мебели для предприятий общественного питания, в столовую и т. д. Местная администрация, принимающая решения о закупках оборудования для своих объектов, всегда заинтересована в том, чтобы иметь дело с минимальным числом поставщиков, способных обеспечить полный комплект необходимого оборудования.

Офисная мебель является главной позицией этого сегмента рынка. Ее удельный вес в структуре потребления мебели для общественных зданий занимает более 40%. Производство российской оперативной мебели вполне конкурентно с импортом (рис. 1). Сейчас конкуренция в этом секторе между отечественными производителями обостряется, и для многих становится актуальным поиск свободных зон в смежных секторах. В более технологически сложном производстве мебели для кабинетов руководителей пока преобладают зарубежные поставщики.

Следующими большими блоками являются мебель для предприятий торговли и мебель для предприятий общественного питания. Они суммарно составляют примерно такой же объем потребления, как и офисная мебель. Растет этот рынок также очень высокими темпами, а, учитывая имеющийся в стране недостаток торговых площадей, рост будет продолжаться еще длительное время. Однако встроиться в данный сектор новым поставщикам достаточно сложно в связи с необходимостью владения многопрофильными технологиями. Современное торговое оборудование требует комплексного использования металлических, стеклянных, пластиковых элементов, холодильного и других видов специального оборудования.

Основу мебели для предприятий общественного питания составляют столы и стулья, а эти виды производств являются одними из самых сложных с технологической точки зрения (рис. 2). (Если не учитывать производство пластиковой мебели для уличных кафе). По этой причине значительная доля потребности этого сектора рынка удовлетворяется за счет импорта.

Школьная мебель, при кажущейся привлекательности для производственников из-за стабильно больших объемов потребления (оценочно 10-12%), имеет весьма специфичные особенности производства и потребления. Здесь необходимо кроме деревообработки иметь производство металлокаркасов и ряд других специальных технологий. Специфические особенности есть и в системе реализации. Они резко понижают возможности создания эффективного и масштабного производства в этой нише.

Медицинская мебель изготавливается не по общим стандартам на мебель, а по техническим требованиям к медицинскому оборудованию. При этом очень важна комплексность поставки широкого ассортимента изделий. Здесь также приходится отходить от технологической специализации в целях удовлетворения требований заказчиков. Удельный вес этой категории мебели в структуре составляет 2-3%.

Гостиничная мебель в последние годы получила очень серьезный импульс к развитию.*

На долю остальных видов специальной мебели (для зрительных залов, библиотечной, для спортивных сооружений, лабораторной и т. д.) в общей сложности приходится не более 7-8% рынка (диаграмма 2).

Для расчета долей рынка были использованы нормативы Госстроя на застройку районов многоэтажного и одноэтажного строительства, типовые комплекты для оборудования учреждений просвещения, лечебных учреждений и предприятий торговли, сроки амортизации оборудования и другие нормативные документы.

Вопросу соотношения секторов бытовой мебели будут посвящены отдельные материалы.



Вячеслав Васильев

Фабрика мебели, №4, 2005 г.