www.kromki.ru
Все о кромках, кантах и профилях
для производства мебели
Более 900 видов
кромочных материалов
на складах магазинах
в Москве и Санкт-Петребурге
По теме
Сборник статей и справочных материалов о технологии и технических характеристиках кромочных материалов

Последние: Все статьи

Структура ассортимента бытовой мебели

В предыдущем номере мы рассмотрели структуру ассортимента специальной мебели, которая составляет примерно треть общего объема рынка, однако две трети рынка приходится на производство и реализацию бытовой мебели.

Структура рынка бытовой мебели формируется, с одной стороны, производителями, работающими, как правило, в одной - двух товарных подгруппах. С другой стороны, она создается предприятиями торговли, специализирующимися на каких-либо видах ассортимента или работающими с универсальным ассортиментом — в этом случае создаются специализированные товарные секции.

Структура — живой организм

Структура постоянно усложняется и совершенствуется по мере роста и развития потребительских запросов населения и комфортабельности жилья. Еще несколько десятилетий назад, до начала массового жилищного строительства в СССР, она состояла примерно из шести наименований: шкафы, буфеты и полубуфеты, диваны и кушетки, кровати, стулья, столы. По этому перечню велось и планирование, и производство, и сбыт.

Уже к 1980 году структура значительно усложнилась. Вышедший тогда ГОСТ 20400-80 «Продукция мебельного производства. Термины и определения» (действует до настоящего времени) насчитывал по эксплуатационному назначению — 10 видов бытовой мебели, по функциональному назначению — 44 вида, по применяемым материалам — 3 вида (древесина, металл, пластмасса), по конструктивно-технологическим признакам — 10 видов мебели.

Схема ассортиментной структуры мебели в соответствии с действующим стандартом отражена в диаграмме 1.

Наиболее реальной оказалась структуризация по эксплуатационному назначению, которая с некоторыми корректировками под потребительские запросы и сегодня используется специалистами промышленности и торговли.

В частности, как самостоятельный класс формируется производство мебели из стекла, в число массовой продукции вошли компьютерные столы, встроенная мебель.

Весьма характерным является объединение технологически разнородных для производства столов и стульев в группу «обеденные зоны». Сегодня неуверенно чувствуют себя на рынке производители, делающие только столы или только стулья. В то же время успешно развиваются предприятия, выпускающие комплекты этих изделий, спроектированные и изготовленные в едином дизайнерском решении.

Кому и для чего нужна структура ассортимента

Как правило, даже крупные производители в целях повышения эффективности производства специализируются на выпуске не более двух-трех видов мебели. Например, одно из крупнейших российских предприятий «Электрогорскмебель» производит 6 «линеек» корпусной мебели, специализируясь в основном на производстве мебели для прихожих и корпусной кухонной мебели.

При долгосрочном планировании каждому производителю необходимо оценивать свое место и долю в собственной узкой нише, знать тенденции развития этого сегмента рынка, объемы потребления и производства. Кстати, любой маркетологической службе есть смысл искать конкурентов только внутри видовой группы.

Изучение структуры ассортимента необходимо и продавцам. Очевидно, что коммерческое предприятие должно обеспечивать эффективное использование своих мощностей. В торговых предприятиях мощностью является его торговая площадь, все участки которой должны давать максимальную отдачу. Обеспечить это можно только правильным построением ассортиментной структуры магазина. Это означает, что квадратный метр площадей, предназначенных для торговли детской мебелью, должен давать такую же отдачу, как и квадратный метр секции кухонной мебели. Если какая-то из секций приносит меньший доход, то администрация магазина достаточно быстро переводит часть этих площадей на реализацию более ходовой продукции.

Структуризация по материалам

Как ранее было отмечено, ГОСТ 20400-80 предусматривает выпуск трех видов мебели по материалам:

  • мебель из древесины и древесных материалов;
  • мебель из пластмасс;
  • мебель из металла.

Такое разделение было искусственным и связывалось с социалистическими принципами планирования и учета по отраслям народного хозяйства. При изготовлении мебели всегда использовались в комбинации самые различные материалы (дерево, камень, металл и т. д.), поэтому провести границу между этими видами всегда было затруднительно.

В социалистической Германии в условиях такого же планового хозяйства, что и в СССР, предприятия, производившие мебель, относились к химической промышленности. Это, в конце концов, определило в свое время значительно более широкое распространение мебели из пластмасс в Германии и отставание с развитием таких производств в России.

С отменой централизованного планирования положение достаточно быстро выровнялось и сегодня производство мебели из пластмасс и в России, и в Германии находится примерно на одном уровне — около одного процента от общего объема.

Использованный при изготовлении мебели материал имеет не слишком существенное значение для потребителей при принятии решения о покупке, однако он может существенно влиять на потребительские свойства, включая цену. Поэтому производителям необходимо при оценке перспектив своего сектора рынка изучать возможность появления аналогов своей продукции из других материалов. Так, мне приходилось слышать от руководителя одного из предприятий по производству стульев, что им было недооценено в свое время появление металлических стульев, что в последующем значительно осложнило положение с реализацией.

В последние годы очень активно развивается производство мебели из стекла и предприятиям, производящим, например, журнальные столы, необходимо следить за развитием производства в довольно далекой от деревообработки стекольной отрасли.

Это говорит о необходимости пересмотра упомянутого выше стандарта «Продукция мебельного производства. Термины и определения».

Структура по эксплуатационному назначению

Значительно более важной и для производителей, и для торговцев является структуризация рынка бытовой мебели по эксплуатационному назначению:

  • для общей комнаты;
  • для спальни;
  • для столовой;
  • для гостиной;
  • для кабинета;
  • детская и юношеская;
  • кухонная;
  • для прихожей;
  • для ванных комнат;
  • дачная.

Набор мебели для кабинета совсем не конкурент спальному гарнитуру. При этом многие виды по функциональному назначению разделены и технологически. Производитель мягкой мебели для гостиных вряд ли быстро сумеет перестроиться на производство мебели для кухонь. Таким образом, эти сектора рынка в большинстве случаев можно рассматривать как самостоятельные рынки со своими поставщиками, потребителями, посредниками и тенденциями развития.

В то же время корпусная мебель присутствует и в наборе общей комнаты, столовой и кабинета, а диван может быть в гостиной, общей комнате и детской. В реальности структура ассортимента сегодня анализируется большинством исследователей в несколько измененном виде, сочетающем эксплуатационные и технологические показатели.

По данным за 1985 год (в СССР) структура бытовой мебели выглядела следующим образом (см. диаграмму 2).

За прошедшие годы структура мебельного рынка претерпела значительные изменения и сегодня она, по данным агентства «Росбизнесконсалтинг», выглядит следующим образом (см. таблицу 1).

Динамика изменения структуры потребления мебели в России

Таблица 1

№№ Наименование видов мебели 1960 1985 2004 2015 прогноз
1 Корпусная для жилых комнат и прихожих 50 49 31 20-22
2 Мягкая 15 19 23 23-30
3 Кухонная 5 12 16 17-48
4 Спальни - 7 14 14-16
5 Домашний кабинет - - 3 3-4
6 Обеденные зоны 20 7 5 4-5
7 Детская - 3 3 4-5
8 Для ванных комнат - 0 2 2-3
9 Встроенная - 0,5 2,5 4-6
10 Прочая 10 - 0,5 1

В данных «РБК» некоторые сомнения вызывают только доли мягкой и встроенной мебели. Реально доли этих секторов могут быть значительно больше. Учет объемов их производства и продаж весьма затруднителен, так как значительная доля их сконцентрирована в теневом секторе. Так, многие представители торговли оценивают долю мягкой мебели в структуре товарооборота в 30-35 процентов. До прошлого года отсутствовал учет встроенной мебели, она не принималась во внимание органами статистики, что также может привести к неполноте данных.

Оценить структуру потребления можно в магазине

Конечно, самым правильным и эффективным методом оценки структуры ассортимента должна быть обработка статистических данных о производстве и поставках мебельной продукции. Однако, как уже многократно отмечалось самыми разными специалистами, российская статистика мебельной отрасли слишком далека от реальности, что делает затруднительным анализ с использованием ее данных.

В условиях отсутствия реальной статистики для проведения оценок региональных структур потребления приходится использовать другие методики, включая и оценку по структуре реализуемого ассортимента в крупных мебельных магазинах. Однако магазины тоже не очень охотно делятся информацией о своих оборотах, поэтому приходится использовать косвенные оценки.

Например, из факта равной доходности торговых площадей можно сделать вывод, что в большом мебельном магазине с универсальным ассортиментом состав (по площади) ассортиментных секций примерно соответствует структуре потребления бытовой мебели в данном регионе.

Конечно, здесь есть и свои специфические моменты. В частности, необходимо учитывать, что существуют серьезные отличия в удельном товарообороте в зависимости от доступности для покупателей различных участков магазина. Проходимость товара в секции, расположенной у входа в магазин, может быть в два раза выше, чем у аналогичной секции в дальнем конце какого-нибудь третьего или четвертого этажа. Администраторы неплохо знают все эти факторы, поэтому цена аренды площади в различных торговых центрах может сильно колебаться. Например, при средней цене аренды торговых площадей в крупных торговых центрах Москвы около 1100 евро в год, можно встретить цену и 600, и 2500 евро.

Также некоторые коррективы вносит то, что некоторые виды мебели (особенно встроенные шкафы и кухонная мебель) в значительной доле реализуются через специализированные салоны.

Расчетный метод

В этих случаях можно воспользоваться еще одним из способов определения структуры потребления — расчетным методом.

Он использовался в советское время для планирования мощностей по производству мебели и расчета поставок мебели. Для этого экспертным способом формировался типовой набор мебели, скажем, на тысячу семей, определялась средняя цена и средний срок службы изделия. Исходя из этих данных, формировалась примерная структура годового потребления и плана производства в целом по стране. Фактическая структура потребления была весьма близка к такой расчетной.

Сравнение показателей 1985 и 2004 годов показывает существенные изменения в структуре мебельного ассортимента. Меняется стиль жизни и потребительские приоритеты. Явно происходит сокращение удельного веса корпусной мебели для жилых комнат. Из потребления уходят столь необходимые и престижные еще очень недавно крупногабаритные стенки, без которых было трудно представить квартиру 5-7 лет назад.

Одновременно появляется спрос на специализированную корпусную мебель для кабинетов и гостиных. Очень быстро растет удельный вес спален и кухонной мебели, появился почти совершенно неизвестный недавно вид — мебель для ванных комнат. Одним из самых массовых изделий стал компьютерный стол, соответственно, появились предприятия, специализирующиеся на их производстве.

Попробуем заняться прогнозами

Используя расчетный метод, можно прогнозировать развитие ассортимента мебели. Впрочем, для российского рынка можно воспользоваться более простым анализом существующей структуры рынка стран с развитой экономикой. По мере сближения объемов душевого потребления в России и развитых странах будет происходить сближение их структур. Однако взять для анализа данные по структуре зарубежных рынков тоже далеко не просто. В каждой стране используются свои исторически сложившиеся принципы формирования структуры и не всегда их можно достаточно корректно сравнивать с использующимися у нас.

Например, по данным февральского номера журнала EUWID, в Германии за 2004 год структура продаж мебели выглядит следующим образом (см. таблицу 2). Но вернемся к нашему рынку. В ближайшие 5-10 лет удельный вес занимающей сегодня первое место корпусной мебели для жилых комнат и прихожих продолжит снижаться за счет более быстрого развития других видов. Подчеркнем, что речь идет об удельном весе в структуре рынка, а не о падении объемов. Реализация корпусной мебели продолжит расти, но в более медленном темпе, чем другие группы. Сохранится удельный вес рынков мебели для домашнего кабинета, столовой. Возрастет удельный вес мебели для ванных комнат и детской.

Длительное время будут оставаться высокими темпы прироста удельного веса мягкой мебели — до уровня 35-40%, достигнутого в европейских странах. При этом будет меняться внутривидовая структура за счет постепенного отхода от использования ее в качестве постоянного спального места.

Структура продаж мебели в Германии в 2004 г.

Таблица 2

Наименование Объем в тыс. евро Изменение в % к уровню прошлого года Уд. вес в % в бытовой мебели
Всего продано (без учета спецмебели), в т. ч.: 20068472 + 1,4 -
Офисная 2149270 - 1,9 -
Бытовая (без офисной) 17919202 + 1,8 100,0
Для сидения 7553575 + 3.3 42,2
Кухни из дерева 3504016 + 4,5 19,6
Матрацы 922286 + 1,9 5,1
Остальное 5939325 - 1,6 33,1

Сектор спален, скорее всего, переориентируется на выпуск кроватей, производство которых продолжит быстро расти, а шкафы постепенно будут заменены встроенной мебелью, сектор которой также будет очень активно развиваться.

На третьем месте по объему продаж — кухонная мебель. Ее удельный вес также продолжит рост до 18-20%.

Удельный вес производства мебели для обеденных зон, вероятно, продолжит сокращаться или останется на достигнутом уровне.

Последней группой является дачная мебель, которая не попала в учтенную структуру из-за полного отсутствия данных о ее производстве и потреблении. Тем не менее, ориентируясь на высокие темпы строительства загородного жилья, можно быть уверенным в высоких темпах роста ее потребления и появлении со временем заметной ниши в общей структуре ассортимента.



Вячеслав Васильев

Фабрика мебели, №5, 2005, стр.12